|
Богиня Имболка – Бригит, являющаяся дочерью великого бога друидов Дагды и, одновременно, матерью всех богов (mater omnium deorum hibernensium). Она “мать семейства” и в то же время “верховная властительница”. Именно поэтому Бригит – богиня плодородия, огня и домашнего очага, но одновременно она – богиня ремесел, в том числе кузнечного, целительства, поэзии; богиня искусств, творчества и учения в широком смысле. Несомненно атрибуты и ассоциации Бригит также связаны с таковыми праздника Имболк, и в этом еще одно объяснение связи данного праздника с почитанием домашнего очага. Возможно, менее очевидна связь первой дойки овец, ассоциированной с Имболком, с патронажем Бригит над плодородием с одной стороны и творчеством с другой. Здесь следует заметить, что плодородие вовсе не должно пониматься как “урожай”, т.е. некий результат, венчающий процесс. Реально речь идет о жизненной творческой силе, проявляющейся и в весеннем возрождении природы, и в потенции ее дальнейшего процветания, и во всех аспектах творчества человека, понимаемом как сотворчество природе и богам.
Более того, Бригит, как и Минерва, не только несет потенцию, но и осуществляет инициацию искусства в значении artis. Таким образом, Бригит – это богиня потенции и инициации, в то время как богом реализации этой потенции является у кельтов Луг. Неслучайно праздник Луга, Лугнасад (1 августа) занимает на Колесе года оппозиционное положение по отношению к празднику Бригит, Имболку (1 февраля). Эти боги и эти праздники комплиментарны друг другу, также как весеннее и осеннее равноденствия, зимнее и летнее солнцестояния.
Перейдя таким образом от Бригит к Лугу, мы должны обратиться к свойствам и атрибутам этого бога. Его эпитет “Савилданах” (Многоискусный) уже сам по себе свидетельствует о нем как о покровители всех искусств, а многочисленные источники лишь подтверждают это со всей убедительностью и позволяют понять, что в данном случае речь уже идет не о потенциале и инициации, а об урожае и реализации. Не хотелось бы сейчас пространно рассуждать о правомочности отождествления богов разных пантеонов и о реальной связи между ними, однако, наличие таких связей сомнений не вызывает. Во времена римский оккупации кельтских земель, а возможно и раньше, римляне и кельты неизбежно были вынуждены познакомиться с культурами и богами друг друга. Примечательно, что одна из наиболее определенных параллелей была проведена как римлянами, так и самими кельтами между Лугом и Меркурием (подробнее об этом можно прочитать, например, в трудах Ф. Леру и Н.С. Широковой).
С учетом того, что в современном сознании закрепилось совершенно профанированное представление о Меркурии как о второстепенном боге – гонце других богов, покровителе торговцев и даже воров, следует исправить это недоразумение. Более подробно мы возможно попытаемся поговорить об этом позже, обратившись к празднику Луга – Лугнасаду. Сейчас же лишь заметим, что Меркурий – это ключевая фигура европейской алхимии. Римский Меркурий – это греческий Гермес, бог Откровения, именем которого называется целый феномен герметизма. Именно в этом ключе следует, прежде всего, понимать функцию Меркурия как посланника богов. Через него реализуются, манифестируются те Принципы, источником которых является Единый.
Луг наделен способностями всех остальных богов (см. “Битву при Маг Туред”). По выражению Широковой, это “все боги”, объединенные одним теонимом. То же самое относится к Меркурию (Гермесу), которого алхимики фактически наделяют свойствами бога – творца, вложив в его уста, например, следующие слова: “Я озаряю воздух светом моим, и согреваю землю теплом моим, порождаю и питаю создания природные, растения и камни, и прогоняю тьму ночную силою моею, и благодаря мне длятся дни века, зажигаю я светочи все светом моим, даже те, в которых нет ни блеска, ни величия; ибо все это моих рук дело, когда облекаюсь я одеждами моими” (Dicta Belini).
Однако, на этом параллели не заканчиваются. Как по своим свойствам бога Откровения, т.е. бога – манифестатора, так и по целому ряду других важнейших признаков Меркурий (а, значит, и Гермес, и Луг) тождественен Одину, что было замечено еще Тацитом и развернуто проанализировано в трудах многих исследователей. Здесь же стоит, кроме того, упомянуть его сближение с египетским Тотом и, отчасти, даже со славянским Велесом.
Итак, возвращаясь к Бригит, мы можем еще раз подчеркнуть ее роль как источника и подательницы того творческого потенциала, который призван быть реализованным перечисленными в предыдущем абзаце и, наверняка, многими другими богами, а на своем уровне – магами, художниками, учеными. Именно начало этой реализации, ее исходный импульс мы и отмечаем в праздник Имболк.
сайт Florell
|