Мистерии Имболка


Праздники Саббаты Imbolc Проведение праздника Ритуалы Имболка Рецепты Имболка Мистерии Имболка Богиня Бригита Символика

СЕРЕДИНА ЗИМЫ – ПРАЗДНИК ОГНЕННОГО ВЕТРА («Громница»)


Что о сем празднике ведомо?

Для Европы, как Западной, так и Южной – это начало «аграрной весны». Сретение – встреча Весны на полдороге, Канделора или День Свечей – со свечами обходили поля и огороды.

Пробуждается медведь. В этот день «медведь выходит из своей берлоги и не возвращается в нее, если стоит пасмурная погода, если же светит солнце, то он забирается в берлогу еще на 40 дней».

1 февраля – день Бригиты. Сия святая переняла имя кельтской богини Бригиты – на Островах она Бригантия, на континенте – Брита, Перта, Перата – ‘блистающая’. Она подает земледельцам урожай и защищает от пожара, помогает при родах, хозяйка домашнего очага.

В день Бригг море становится теплее – Бригг опускает туда руку.

В землях скоттов сказывают: с 1 ноября по 1 февраля на земле владычествует одноглазая ведьма Кайллеах – ‘старая женщина’. Она поднимает бури, ударом своего жезла губит все живое. С нею бьются соединенные силы Солнца, Росы и Дождя. Это Кайллеах держит Бригг в плену на удаленном острове , а освобождает ее рыцарь Энгус Вечноюный. Первого февраля они вступают в брак.

Мудрые же сказывают о том иначе. Одноглазая Кайллеах – суть зимнее лицо юной и прекрасной Бригиты. Накануне Кайллеах отправляется на остров Юности, где в лесу бьет источник молодости. Там при первом блеске расвета она омывается в бегущей воде и обретает молодость – снова становится Бригитой, юной девой весны, и под рукой ее расцветают цветы, белые и желтые.

На Островах девушки в честь Бригг омываются росой или снегом. Девичий караван носит по домам «последний сноп», ставят его на почетное место и устраивают пир. В этот же день дожигают «рождественское полено» в тех домах, где оно не сгорело дотла, и оставшиеся от Рождества украшения. Там, где почитается этот обряд, к магии воды, отмечающей это действо на островах, присоединяется магия огня. Вспомним, что Бригг хранит и от пожара, а «рождественское полено», в наших краях бадняком именуемое – сродни спящему зимою громовому божеству, огненное восхождение которого во второй раз – более прочный залог неминуемого его возвращения.

Наши северные братья говорят, что в эти дни (вернее, третьего числа – «ветреная месса») ветер поворачивает на весну. Интересно, что в скандинавском календаре сие день св. Блазия-Власия, имя же праздника же звучит как blossmesse. Соотносится ли сие со славянским праздником, также связанным в народном месяцеслове со св. Власием, 12 (25) февраля, и почему два «Власия» двух северных стран так отстоят друг от друга, даже без учета календарного смещения – загадка сегодня еще не разрешенная. В этот день девам запрещено расчесывать волосы, также не стоит прясть и плести сети, как и на славянский праздник Пряхи Судеб. Для защиты от шторма призывают огонь – жгут метлы и веники. Мудрость книжная напоминает о боге-ване Ньерде, усмиряющем огонь и воду, правителе ветров, хозяине Корабельного Сарая (Бригантия – начало навигации в Северном Море). Память же народная хранит обычаи, указующие на волшебное родство бури с женским прядением и девьими космами, а жгут метлы и веники – любимое орудие ведьмы, так похожее на женские косы и на струи дождя…

Если для кельтов, живущих на островах, праздник Перелома Зимы становится праздником воды, а для нордов – праздником ветра, то в магии славян, в особенности западных и порубежных с ними белорусов все больше проступают огонь и гром. В этих землях праздник называется Громница, свечи, которые зажигают в этот день – «громнички». Их хранят в течение года и зажигают во время грозы. В день свечей их пламенем выводили косые кресты на входе в дом, каждый из домочадцев опаляет над ней волосы, воск такой свечи смешивают с льняным семенем от бури. Вспомним, что по известной пословице ветер сеют, а бурю жнут, и властвует над этим та же богиня, что прядет лен судьбы, образ которой остался на всей Руси в почитании Громницы-Богородицы, стоящей на камне, велящей огню и воде. Ей служат Дивы-цверги, согревающие землю дыханием, в ее честь играются воинские игры о битве Света и Тьмы – у нас на Масленицу, которая частенько приходится на февраль, в Европе точно на Бригиту.

На Громницы должен жаворонок пискнуть, даже если замерзнет. В эти же дни на Руси «полузимница» - середина зимы, когда она в полной силе, но убыль ее ближе с каждым днем. В это время Медведь ворочается в своей берлоге с боку на бок. Если в этот день он увидит свою тень, то есть будет солнечно, то весна еще долго не наступит, а если будет пасмурно и ветрено, то этот ветер вскорости принесет весну.

Что же празднуем мы? Ветер и огонь, кои воедино составляют гром – силу грядущей весны, когда ветер понесет уже не снега, но грозу и дожди животворные. Потому к силе ветра и огня присоединится сила воды – стихия Матери, коя на этот праздник является во всех своих обликах – и старой ведьмою, и юной девою, и Хозяйкою в полной силе. Этот чудесный миг прозрения в Зиме зарождения грядущей Весны, неуловимый как ветер, мы и ожидаем, чтобы постичь и принять его Силу в беге туч, в неурочном пении жаворонка, в таинственном пробуждении Хозяина в берлоге. Провидеть его до конца может только Вещий, но обращения к Вещему в это время сокрыты от многолюдства – он, хранитель земли в зимнюю пору, несет ныне самую трудную стражу на последних всплесках силы Зимы, потому привлекать его на многолюдство не след.

Действа, как уже приговорили, будет два – малое, в самую точку, и большое, двумя днями позднее.

На малом действе будет смысл всю ночь провести на высоком месте, обращаясь к ветрам и бурям. Перед рассветом, Марена, коя суть ветер и огонь, обратится к воде – омоется в источнике и приобретет силу стать Весной.

Потому место для малого действа пусть будет возвышенным, близко к ветрам, огня же достаточно и малого – огненной чаши или много-много свечей, поблизости пусть будет вода, а еще лучше – источник.

Для большого действа – место открытое, с большим костром и берлогою в отдалении, хорошо, если открытое на северо-восток – против того места, где в этот день Солнце садится. Вода же поблизости пусть будет большая, и неплохо, коли будет на ней лед, а тот лед ритуально пробить топором.

Предложения по мистерии


На действе большом более важное место будет занимать огонь – к нему пригласим ветры погреться и стать теплыми. Хорошо ему будет на открытом месте, на каменном жертвеннике, наподобие того, какой в Литве складывают, несколько в стороне и на возвышении от бытового костра, на котором все будут сушиться и пировать. Громаде же наилучшее – стать полуколом, лицом к той стороне, откуда будем призывать ветра.

Зажжение Священного Огня (факелом от бытового костра, разведенного ранее?) и будет началом действа. Совершат его сведущие люди, создав малый круг по зову Хозяев Праздника. У огня будет принесена треба и призваны божества, в сей день почитаемые, быть с нами на этом действе. У того огня Хозяйка и еще две женские персоны – пожилым-пожилая и девственно юная – освятят в котле Напиток Молодости. Тем же огнем опалятся – оживятся те из присутствующих, кто пожелает или кого особо пригласят (но не Хозяева и не жрецы). Оживленный приобщится глотком напитка и станет у котла в круг, тем самым становясь в ряды участников мистерии.

Над разгоревшимся огнем Хозяин с рогом или чашею в руке, обратившись к ветрам, призовет их ко огню, к погостить, на весну поворотить, на нашу землю принести не снега да морозы, а дожди да грозы, чтобы вода ожила, земля процвела, чтоб костры горели, а дерева зеленели.

Какую здесь можно сыграть мистерию – спор Зимы с Весною, которые выйдут из круга участников и будут добиваться котла, требуя его у Хозяина и Хозяйки. Заспорят они как бы за котел, а притом будут судить-рядить, что с тем котлом делать, кого из него поить да кому велеть, кому из них ветром владеть, каким ему быть – ледяным или огненным, нести ли на землю Весну, аль не надо – без нее проживут. По итогам, старуха Зима, коя пока сильнее, может и захватить девчонку-Весну в полон и поставить неподвижно, пока не освободят.

Конечно, после того она тут же потянет руки к котлу, что плавно перерастет в сражение одноглазой старухи-Зимы с Солнцем, Дождем и Росой, коих представят люди сведущие – они заслонят ей дорогу и назовут себя, она, скажем, ответит, что им не время еще… остальные же участники держат обережный круг коло огня и котла. Вконец же одолеет Зиму волохатый жрец, представляющий Вещего, что на ветрах примчался – выйдет он из лесу. Что произойдет с Зимою? Изгнание? Унесение на плечах подале в лес? Примирение с Хозяевами и обещание уступить дорогу в свой черед? Одно неминуемо - освобождение Девы, кою потом проводят к воде. Дева опускает руку в воду, предрекая ее оживление, и подносит напиток Хозяевам и главным действующим лицам.

Гром-рык раздается поодаль. Хозяин спросит – что это? Тогда некто из круга призовет пойти – посмотреть на Медведя. Когда он до сроку выходит из берлоги, с боку на бок вертится меж зимой и весной, ни спит ни бодрствует – он находится меж мирами и от него можно получить вещее слово. Медведь может не отзываться, пока кто-то не назовет его истинное имя. Вопрос может быть традиционным – «Видишь ли тень свою?» – а ответ выражен и не обязательно словами, но дан в согласии с тем, какова погода на самом деле. По ответу Медведя будет сделано предсказание на будущий год.

По наступлении темноты, ход факельный, факелы же те от огня великого зажечь и обойти место по спирали, не менее чем в три хода.

Что петь? Как найти песни, где о ветре сказано или песни, где ветер присутствует?

Сказ о Медведе


Живет на свете Медведь-государь, как земля бур, как огонь яр, он всему лесу хозяин. Летом он днем не лежит, ночью не спит, ходит ягоду берет, скотину дерет, борти зорит. Самому ему везде дорога, а по его владениям ни пеший не пройдет, ни конный не проскачет – всех он валит, шкуру спустит и спуску не даст. Зато зимой не ходит, не бежит, на боку лежит, лапу во рту держит, во сне порыкивает.

На Громницы, когда Громница-Мать с Зимы рог собьет, от того грома просыпается Хозяин в берлоге, ворочается с боку на бок и выходит из берлоги на короткий час. В этот час если видит он тень свою – обратно в берлогу ложится, уже на другой бок и спит сорок дней, а коли не видит – ходит по лесу, то ли спит, то ли не спит, сквозь землю зрит, сквозь деревья ходит. В эту пору его остерегаться надо – на всякое баловство он горазд.

А насовсем проснется он по весне, как во лесу его первая проталина покажется. Кто его разбудит – тому либо голову долой, либо дружбу навек, потому с тем Медведем весь лес просыпается. А еще говорили старики, что от Медведя того и мы род ведем, и по повадкам он вроде нас, любит меды пенные.

То все присказка была. Сказ дале будет.
Календарь




Ветер Перемен Карта Лунного Леса Лунные Богини и Боги Образы и обличия Госпожи Луны Лунный календарь Когда Луна дарует вдохновенье... Лунная дорожка. Беседы при Луне






Сайт управляется системой uCoz